Одновременно анализ кредитного портфеля по категориям заемщиков включает их группировку и анализ:
- по региональной принадлежности;
- по отраслевой принадлежности;
- по уровню финансового положения заемщиков ("хорошее", "не хуже чем среднее", "плохое");
- по размерам крупных кредитов.
Анализ заемщиков по региональному (географическому) признаку сводится к оценке показателя географической (филиальной) диверсификации кредитного портфеля. Здесь определяются суммарные объемы кредитов, приходящиеся на тот или иной регион. Эта группировка особенно важна при анализе кредитных операций для многофилиальных банков. Для оценки заемщиков по региональному признаку необходимо объединить всех заемщиков по присваиваемым кодам территории (ОКАТО) и, соответственно, суммировать сложившуюся по территориям задолженность.
Анализ заемщиков по отраслевой принадлежности клиентов позволяет показать отраслевые приоритеты вложений банка. Для группировки может использоваться распределение кредитов, выданных банком, по основным укрупненным отраслевым группам с их последующей детализацией. Структура кредитных вложений в отраслевом разрезе дает банку возможность правильно выстраивать систему управления отраслевыми рисками при кредитовании и планировать свою деятельность на перспективу с учетом специфики производства в отрасли и особенностей отраслевого экономического цикла.
Для анализа заемщиков по региональной и отраслевой принадлежности могут использоваться данные ф.№302 "Сведения о кредитах и задолженности по кредитам, выданным заемщикам различных регионов".
Группировка и анализ кредитного портфеля по уровню финансового положения заемщиков. Для проведения такого анализа банк должен иметь "работающую" базу данных об уровне финансового положения заемщиков (уровень финансового положения устанавливается на основе внутренних методик оценки финансового положения заемщиков - юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц). Необходимость проведения такого анализа заключается в выявлении степени диверсификация кредитного портфеля по "хорошим", "средним" и "плохим" заемщикам. Если на долю заемщиков с "хорошим" финансовым положением приходится 80% и более процентов от всех заемщиков, в целом можно считать кредитный портфель банка устойчивым и качественным. Если же доля "плохих" заемщиков в динамике возрастает, то необходимо пересмотреть кредитную политику банка в части сокращения таких заемщиков.
Группировка и анализ заемщиков по размерам выданных кредитов (по крупным кредитам) может проводиться с использованием данных ф.№118 "Данные о крупных кредитах". При этом необходимо учитывать, что крупным заемщиком считается заемщик совокупная сумма требований банка к каждому из которых превышает 5% собственных средств (капитала) банка. Таким образом, этот анализ позволит выявить зависимость банка от отдельных крупных заемщиков.
Здесь также же можно дополнительно провести анализ крупных заемщиков (по схеме представленной выше): по региональной принадлежности; по отраслевой принадлежности; по уровню финансового положения заемщиков.
Резюмируя, следует отметить, что анализ кредитных вложений банка в разрезе заемщиков нацелен на выявление общих особенностей кредитной политики банка, в том числе и ее направленности в разрезе основных клиентов.
Так, для большинства современных банков положительной тенденцией развития кредитной деятельности является тенденция преобладания в структуре и последующий рост доли кредитов юридических лиц (это зачастую крупные кредиты), главным образом, работающим в сфере промышленного производства.
В данном случае кредитная политика банков направлена не только на внутреннее развитие банка, но и на развитие региональной и национальной экономики в целом как раз путем финансирования (кредитования) реального сектора. Учитывая специализацию современных розничных банков (банков, работающих с населением) следует учитывать, что у таких банков основную долю в кредитных вложениях будут занимать кредиты, предоставленные населению и по российской практике сегодня – это пока одни из наиболее рисковых вложений.
Полезная информация:
История развития медицинского
страхования в России
Развитие и формирование системы обязательного медицинского страхования в России проходило в несколько этапов. [1]
1 этап. С марта 1861 по июнь1903 года
В 1861 г. был принят первый законодательный акт, вводивший элементы обязательного ст ...
Концепция деятельности и развития Сбербанка России: проблемы и перспективы
Концепция маркетинга - это ориентация на нужды и потребности клиентов, подкрепленная комплексными усилиями организации маркетинга, нацеленными на создание потребительской удовлетворенности в качестве основы для достижения целей организаци ...
Члены товарной биржи
Членами биржи могут быть юридические или физические лица, которые участвуют в формировании уставного капитала биржи либо вносят членские или иные целевые взносы в имущество биржи и стали членами биржи в порядке, предусмотренном ее учредит ...