В Положении № 254 указано, что в зависимости от качества обслуживания заемщиком долга ссуды следует относить в одну из трех категорий: хорошо обслуживаемая; обслуживаемая средне; неудовлетворительно обслуживаемая.
Обслуживание долга по ссуде может быть признано хорошим, если:
- платежи по основному долгу и процентам осуществляются своевременно и в полном объеме;
- имеется только единичный случай просроченных платежей по основному долгу и/или процентам в течение последних 180 календарных дней, в том числе:
- по ссудам, предоставленным юридическим лицам, — до 5 календарных дней;
- по ссудам, предоставленным физическим лицам, — до 30 календарных дней.
Обслуживание долга должно быть признано неудовлетворительным, если:
- имеются просроченные платежи по основному долгу и/или по процентам в течение последних 180 календарных дней:
- по ссудам, предоставленным юридическим лицам, — свыше 30 дней;
- предоставленным физическим лицам, — свыше 60 дней;
- ссуда реструктурирована и по ней имеются просроченные платежи по основному долгу и/или по процентам, а финансовое положение заемщика оценивается как плохое;
- ссуда предоставлена заемщику прямо либо косвенно (через третьих лиц) в целях погашения долга по ранее полученной ссуде, либо банк прямо или косвенно принял на себя риск потерь в связи с предоставлением денег заемщику, чье финансовое положение не может быть оценено выше среднего при условии, что ранее выданная ссуда была отнесена по качеству обслуживания долга к категории ссуд со средним обслуживанием, либо при наличии просроченных платежей по новой ссуде.
Сформулированные профессиональные суждения о финансовом положении заемщика и о качестве обслуживания им долга позволяют путем комбинаций двух данных критериев определить категорию качества каждой конкретной ссуды так, как представлено в таблице 2.
Таблица 2 - Определение категории качества ссуды с учетом финансового положения заемщика и качества обслуживания долга
Обслуживание долга Финансовое Положение |
Хорошее |
Среднее |
Неудовлетворительное |
1 |
2 |
3 |
4 |
Хорошее |
Стандартные (I категория качества) |
Нестандартные (II категория качества) |
Сомнительные (III категория качества) |
Среднее |
Нестандартные (II категория качества) |
Сомнительные (III категория качества) |
Проблемные (IV категория качества) |
Плохое |
Сомнительные (III категория качества) |
Проблемные (IV категория качества) |
Безнадежные (V категория качества) |
На этой основе могут быть определены соответствующие размеры (суммы) расчетных резервов (таблица 3).
Таблица 3 – Величина расчетного резерва по классифицированным ссудам.
Категория качества |
Наименование |
Размер расчетного резерва, % от суммы основного долга по ссуде |
1 |
2 |
3 |
I категория качества (высшая) |
Стандартные |
0 |
II категория качества |
Нестандартные |
от 1 до 20 |
III категория качества |
Сомнительные |
от 21 до 50 |
IV категория качества |
Проблемные |
от 51 до 100 |
V категория качества (низшая) |
Безнадежные |
100 |
Полезная информация:
Оценка кредитоспособности
клиентов французскими коммерческими банками
Оценка кредитоспособности клиентов Французскими коммерческими банками включает 3 блока:
1. оценку предприятия и анализ его баланса, а также другой отчетности;
2. оценку кредитоспособности клиентов на основе методик, принятых отдельными ...
Заключение кредитного договора и порядок
предоставления кредита
Открытие кредитной линии производится на основании решения кредитного комитета отделения банка с учетом испрашиваемой ссуды.
Сформированный пакет документов, в том числе заключение о целесообразности выдачи кредита, передается для рассмо ...
Организация маркетинга в Сбербанке России
Создание и развитие широкого спектра услуг банков, оказываемых клиентам (физическим и юридическим лицам) базируется на ряде основных предпосылок: формирование стратегии банка, определение эффективности, концепция, продажа услуг, исследова ...