Следовательно, по британской системе доведения причины убытка — обязанность страхователя, а за континентальной, в том числе и восточноевропейской, системой страховщик обязан доказать, что убыток произошел из одной из исключенных причин.
Стандартные британские условия страхования различают две группы причин страховых случаев:
· не связанные с «человеческим фактором»;
· связанные с ним.
Наведем классификацию причин в редакции британского Предостережения 280 от 1 ноября 1995 года.
1. Риски, которые не зависят от воли судовладельца:
· разные навигационные опасности, включая затопление судна, столкновения, посадку на мель;
· взрыв, пожар;
· кража с применением силы;
· пиратское нападение;
· преднамеренная выброска имущества за борт;
· столкновение или ущемление сухопутных транспортных средств, доков или портового оборудования;
· землетрясение, извержение вулкану, удар молнии;
· событие во время погрузочно-разгрузочных работ или в процессе бункеровки.
2. Убытки, которым мог бы предотвратить судовладелец:
· взрыв котлов, ломания валов, скрыт дефект оборудования или корпуса — небрежность капитана, офицеров команды или ремонтников-фрахтовальщиков;
· мошенничество со стороны офицеров команды;
· повреждение от летательных аппаратов и предметов, которые упали из них;
· особенный риск — уничтожение по приказу власти судна, которое стало потенциальным источником загрязнения окружающей среды.
Если страхователь сможет доказать, что причиной убытка была одна из тех, которые перечислены в п. 1, последующее рассмотрение практически отпадает. А когда идет речь об одной из причин п. 2, убытки судовладельца будут возмещены лишь в том случае, если прибегнут доказать, что убытки произошли не через «нехватку надлежащей заботливости», то есть по недосмотру или небрежность со стороны страхователя, судовладельца, менеджера, суперинтэндантов или руководящих работников берегового персонала судновладельческой компании.
Возьмем, например, расходы, вызванные ломанием на судне главного двигателя. Страховщик, который опирается на британские условия страхования, может организовать сюрвей, в результате которого выяснится, скажем, что двигатель сломался из-за того, что была применена непригодная марка машинного масла. Страхователь-судовладелец причиной убытка объявит небрежность офицеров судна, в частности старшего механика. Страховщик проведет расследование обстоятельств случая. И когда выяснится, что технический директор судновладельческой фирмы, зная об отсутствии на борту нужной марки масел, все же отправил судно в рейс — такой убыток страховщики не будут возмещать, поскольку он стал результатом небрежности самого судовладельца.
Полезная информация:
Налог на добавленную стоимость
В отношении страховых организаций действуют льготы по освобождению от налога на добавленную стоимость. Согласно подпункту «е» п. 12 раздела 5 Инструкции Госналогслужбы Российской Федерации от 11 октября 1995 г. № 39 «О порядке исчисления ...
Особенности исполнения фьючерсного договора
Исполнение договора путем взаиморасчета
Расчетный фьючерсный договор исполняется выплатой ценовой разницы между договорной ценой биржевого актива, указанной сторонами в момент заключения договора, и биржевой ценой, сформированной на бирж ...
Анализ качества кредитного портфеля банка с точки зрения защищенности от
возможных потерь
Анализ кредитных операций должен совершаться также в направлении оценивания степени защищенности от возможных утрат. Чем хуже показатели качества кредитов с точки зрения кредитного риска, тем большей должна быть степень их защищенности.
...