На основании разного рода специальных условий можно застраховать ряд рисков ответственности перед третьими лицами. Такие риски покрываются, как правило, полисом страхования ответственности судовладельца (в частности, за английскими Предостережениями о страховании рыбацких судов, Предостережениями о страховании портовых рисков, Предостережениями о страховании яхт — ответственности за гибель или травмы третьих лиц).
Расходы судовладельца. Один из видов расходов касается общей аварии. Когда какая-то опасность угрожает в то же время и судну, и гружу, какой оно перевозит, судовладелец может прибегнуть к расходным мероприятиям, чтобы спасти свое дело (морские перевозки): зайти в порт-убежище, перегрузить груз, чтобы снять судно из мели, оплатить услуги спасателей. Такие целесообразные расходы относятся на общую аварию и распределяются между судовладельцем и грузовладельцами. Частица, которая приходится на судовладельца, возмещается по договору страхования каско.
Основной источник права в мировой общеаварийной практике не кодифицируется. Это общепринятый свод правил — так называемые Йорк-антверпенские правила. Первая часть правила А в редакции 1994 года читается так:
«Общеаварийные действия происходят тогда и только затем, когда чрезвычайные расходы или пожертвования сознательно и целесообразно направляются на то, чтобы защитить от опасности имущество, задействованное по общему морскому делу (перевозке, плавании)»;
Спасание. Из глубины возрастов идет практика выплаты спасателю вознаграждения, сравнимого (зависимой от стоимости) со стоимостью спасенного имущества. Расходы из спасания судна с грузом на борту принадлежат к общеаварийным. Важно, что условия договора спасания должны предварительно согласовываться со страховщиком.
Расходы, которые имеют целью предотвратить убыток или уменьшить его размер (Sue and Labour expenses) — расходы, направленные на сохранение (но не на спасание) судна, а также привычные и для других видов морского страхования затраты из найма сюрвейеров, адвокатов, экспертов.
Объем покрытия. По инициативе как судовладельца, так и страховщика, по договору страхования может предлагаться разное по объему покрытие. Спектр возможных условий — от страхования лишь полной (и даже, как это практикуется на немецком рынке), только фактической полной гибели, к страхованию полного объема рисков (в Великобритании — согласно Предостережениям 280 и 284, о которых будет идти речь дальше, в Восточной Европе — на условиях «с ответственностью за гибель и повреждение»).
Промежуточные варианты отличаются тем, которые содержат риски общей аварии, спасания и ответственности, относительно столкновений. Например, сюда принадлежат британское Предостережение 284 о страховании полной гибели, общей аварии, 3/4 ответственности, относительно столкновений, спасания и расходов. Относительно большинства отмеченных вариантов как на западном, так и на восточноевропейском, рынке существуют стандартные условия страхования.
Условия и правила страхование. Объем покрытия, которое предоставляется по договору СКС, обстоятельно определяется соответствующими условиями страхования. Единственных для всего мира условий не существует. Самыми распространенными являются британские условия — так называемые Предостережения Института лондонских страховщиков (ИЛС) — объединение морских страховщиков, которое, правда, с 1999 года под этим названием уже не существует
Другие национальные условия (за степенью распространенности):
· немецкие — Общие условия морского страхования (ADS — Allgemeine Deutsche See-Versicherungs-Bedingungen) и условия страхования каско (DTV Hull Clauses) 1978 года с изменениями 1984 года;
· норвежские — Норвежский план морского страхования (Norwegian Marine Insurance Plan) 1996 года;
· американские — American Institute Hull Clauses 2/6/77, что их в Лондоне сокращенно называют AHF (American Hull Form);
· французские — проформа полису из страхования каско от 1 ноября 1983 года с изменениями 1984 и 1992 годов.
В Восточной Европе большая часть условий базируется на Правилах страхования судов Ингосстраха в редакции 1986 года, которые были разработаны с учетом опыта СКС на ведущих страховых рынках мира.
Застрахованы риски (опасности). Британский и континентальный подходы к страхованию каско отличаются тем, что согласно второму страхователю, чтобы он получил возмещение, достаточно поставить страховщика перед фактом убытка, тогда как в британской практике страхователь должен довести, в результате действия которого из застрахованных рисков произошел убыток.
Полезная информация:
Методика определения платежеспособности физических лиц
При решении вопроса о выдаче кредитов учитывается материальное положение Заемщика, его способность полностью и в установленный срок возвратить полученный кредит. Кредиты не выдаются гражданам, у которых удержания по исполнительным докумен ...
Операции с Пластиковыми картами «Радуга»
Пластиковая карта — универсальный платежный инструмент, который является ключом доступа к управлению банковским счетом и позволяет своему владельцу оплачивать товары и услуги в различных торговых и сервисных предприятиях, получать наличны ...
Перспективы развития российского
фондового рынка до 2012 года
В начале 2008 г. Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР РФ) подготовила и представила в Правительство РФ доклад «О мерах по совершенствованию регулирования и развития рынка ценных бумаг на 2008-2012 годы и на долгосрочную перспекти ...