Корреспондентские отношения - это межбанковские договорные отношения, устанавливаемые между кредитными организациями на заранее согласованный временной период для проведения регулярных банковских операций, обусловленных обслуживанием их клиентов или собственными инициативами, в целях взаимного извлечения (максимизации) прибыли.
Проведение межбанковских операций в финансово-кредитной системе хозяйствования является следствием взаимодействия в ней кредитных организаций. Поэтому межбанковские отношения, которые возникают у этих организаций по поводу привлечения и размещения денежных средств, проведения расчетов, реализации других банковских услуг и прочего, по сути представляют собой отношения по поводу их взаимодействия в финансово-кредитном механизме экономики.
Виды корреспондентских отношений подразделяются по своей направленности на:
- внутренние, когда они устанавливаются в рамках одной банковской группы (к примеру, между материнским и дочерними банками);
- внешние, когда они устанавливаются между экономически отдельными банковскими учреждениями;
- односторонние, когда корреспондентский счет открывается только в одном банке-корреспонденте;
- взаимные, когда открываются взаимные корреспондентские счета. По юридическому содержанию:
- полноценные, когда банки-корреспонденты могут с точки зрения действующего законодательства выполнять по поручению друг друга любые банковские операции;
- ограниченные, когда существуют законодательные ограничения для реализации договорных отношений.
По региональному содержанию:
- внутрирегиональные корреспондентские отношения;
- межрегиональные корреспондентские отношения;
- международные корреспондентские отношения.
По функциональному содержанию в зависимости от проводимых операций:
- основные: расчетно-ссудные в денежной форме или депозитарные по ценным бумагам, драгоценным металлам и прочим активам и т.д.;
- производные: консультационные, информационные и прочие. По срочности:
- срочные;
- бессрочные.
По степени зрелости:
- развитые;
- неразвитые.
По форме собственности субъектов корреспондентских отношений:
- государственные, между государственными банками;
- частные, между негосударственными банками;
- смешанные, между субъектами разных форм собственности.
Корреспондентские отношения - традиционная форма банковских связей, используемая в основном при обслуживании внешней торговли и включающая в себя совокупность всех возможных форм сотрудничества между банками. Установление корреспондентских отношений между двумя банками предполагает заключение корреспондентского соглашения, что в свою очередь, означает, что банки, обменявшись контрольными документами (альбомами образцов подписей лиц, уполномоченных подписывать банковскую документацию и ключом для идентификации телеграфной переписки), выполняют различные операции по поручению друг друга в пределах установленных друг другу лимитов на проведение тех или иных операций. Корреспондентское соглашение содержит в себе все условия и процедуры на основании которых будут строиться взаимоотношения банков.
Межбанковские расчеты представляют собой систему безналичных расчетов между банковскими учреждениями, основанную главным образом на прямых переводах денежных средств и регулярных зачетах их взаимных финансовых требований и обязательств. Осуществление безналичных расчетов в хозяйстве между поставщиками и плательщиками порождает взаимные расчеты между банками. Межбанковские расчеты возникают тогда, когда плательщик и получатель обслуживаются разными банками, а также при взаимном кредитовании банков и перемещении наличных денег.
Полезная информация:
Управление качеством кредитного портфеля
В управлении кредитным портфелем большое значение имеет изменение системы управления сроками активов и пассивов и, следовательно, разницей процентных ставок и в конечном счете, доходностью. Каждый источник ресурсов обладает своими уникаль ...
Международные карточные ассоциации
В настоящее время в мире действует несколько международных платежных систем, или, как их называют в странах англосаксонского права, международных карточных ассоциаций. Крупнейшими из них являются VISA International, MasterCard Internation ...
Организация маркетинга в Сбербанке России
Создание и развитие широкого спектра услуг банков, оказываемых клиентам (физическим и юридическим лицам) базируется на ряде основных предпосылок: формирование стратегии банка, определение эффективности, концепция, продажа услуг, исследова ...