Очевидно, что в своей деятельности банк должен учитывать обе группы критериев (при этом следует иметь в виду, что для различных видов банковских продуктов и услуг набор критериев будет различаться). Однако в условиях усиления банковской конкуренции ведущее значение приобретает точка зрения клиентов банков. Это обстоятельство нашло выражение в концепции воспринимаемого качества банковского обслуживания. Суть ее заключается в том, что менеджеры (сотрудники банков) должны иметь четкое представление о том, что важно для потребителей.
На качество банковских продуктов и услуг влияет множество разнообразных факторов, однако к наиболее значимым из них относятся (рисунок 3.1):
— управленческие решения;
— корпоративная культура банка;
— постоянное улучшение деятельности банка;
— профессионализм менеджеров (сотрудников) банка.
РИСУНОК 3.1. Факторы, влияющие на качество банковских продуктов и услуг. ИСТОЧНИК: составлено автором в ходе написания работы.
Управленческие решения, принимаемые менеджерами организации (сотрудниками банка), должны удовлетворять целому ряду обязательных требований, в том числе целевой направленности, обоснованности, выполнимости, адресности, правомочности, непротиворечивости, своевременности, результативности. При этом любое решение в банковской сфере связано с определенным риском.
“Невозможно заниматься бизнесом, не рискуя. Не рискуя, вы ничего не заработаете” [Билл Гейтс]. Среди многообразных банковских рисков риск предоставления услуг (сбыта банком продуктов), не удовлетворяющих требованиям потребителей, относится к числу наиболее значимых. Уход клиентов банка из-за предоставления некачественных (ненужных) продуктов и услуг может означать банкротство. Также основным риском прекращения деятельности банка является риск невозврата средств клиентами, который может привести банк к экономическому краху.
Существует целый арсенал методов, обеспечивающих предотвращение или уменьшение негативных последствий, связанных с риском. Например, для предотвращения или уменьшения финансовых потерь от принятых решений используются такие методы, как создание резервных фондов, страхование риска, диверсификация инвестиционного портфеля и др. В связи с этим в последнее время все большее внимание привлекает концепция риск-менеджмента, суть которого заключается не во избежание риска (что иногда просто невозможно), а в управлении им. [4]
Под корпоративной культурой банка следует понимать установленные руководством и поддерживаемые персоналом ценности банка, в том числе и манера поведения персонала (особенно с клиентами). Интерес к корпоративной культуре непрерывно растет, что связано с пониманием значимости ее влияния на успех банковского бизнеса. Мировая практика свидетельствует о том, что процветающие компании отличаются высоким уровнем корпоративной культуры. Для таких компаний, согласно Б. Карлоффу, характерен симбиоз корпоративной культуры и деловой стратегии [9]. В связи с этим составляющими корпоративной культуры банка, как правило, выступают его миссия (позволяет каждому сотруднику банка представить себя частью целостного образования и ощутить свою сопричастность общему делу), видение (попытка заглянуть в будущее лет на 15 вперед, которое может быть достигнуто при благоприятных условиях) и базисные ценности (основополагающие принципы деятельности любой организации).
Полезная информация:
Кассовые операции коммерческих банков
Банк - кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени ...
Правовое регулирование
медицинского страхования
Постановлением Правительства РФ от 23.01.1992 N 41 утверждено Общее положение о страховых медицинских организациях[3] (далее - Постановление N 41). В соответствии с п.1 данного положения страховой медицинской организацией (СМО) является ю ...
Совершенствование работы по расчетно- кассовому обслуживанию физических лиц
В настоящее время на мировом рынке распространено большое количество инструментов розничных платежей и платежных услуг, предоставляемых банками населению. Розничные платежи подразделяются на наличные и безналичные с последующим разделение ...