Очевидно, что в своей деятельности банк должен учитывать обе группы критериев (при этом следует иметь в виду, что для различных видов банковских продуктов и услуг набор критериев будет различаться). Однако в условиях усиления банковской конкуренции ведущее значение приобретает точка зрения клиентов банков. Это обстоятельство нашло выражение в концепции воспринимаемого качества банковского обслуживания. Суть ее заключается в том, что менеджеры (сотрудники банков) должны иметь четкое представление о том, что важно для потребителей.
На качество банковских продуктов и услуг влияет множество разнообразных факторов, однако к наиболее значимым из них относятся (рисунок 3.1):
— управленческие решения;
— корпоративная культура банка;
— постоянное улучшение деятельности банка;
— профессионализм менеджеров (сотрудников) банка.
РИСУНОК 3.1. Факторы, влияющие на качество банковских продуктов и услуг. ИСТОЧНИК: составлено автором в ходе написания работы.
Управленческие решения, принимаемые менеджерами организации (сотрудниками банка), должны удовлетворять целому ряду обязательных требований, в том числе целевой направленности, обоснованности, выполнимости, адресности, правомочности, непротиворечивости, своевременности, результативности. При этом любое решение в банковской сфере связано с определенным риском.
“Невозможно заниматься бизнесом, не рискуя. Не рискуя, вы ничего не заработаете” [Билл Гейтс]. Среди многообразных банковских рисков риск предоставления услуг (сбыта банком продуктов), не удовлетворяющих требованиям потребителей, относится к числу наиболее значимых. Уход клиентов банка из-за предоставления некачественных (ненужных) продуктов и услуг может означать банкротство. Также основным риском прекращения деятельности банка является риск невозврата средств клиентами, который может привести банк к экономическому краху.
Существует целый арсенал методов, обеспечивающих предотвращение или уменьшение негативных последствий, связанных с риском. Например, для предотвращения или уменьшения финансовых потерь от принятых решений используются такие методы, как создание резервных фондов, страхование риска, диверсификация инвестиционного портфеля и др. В связи с этим в последнее время все большее внимание привлекает концепция риск-менеджмента, суть которого заключается не во избежание риска (что иногда просто невозможно), а в управлении им. [4]
Под корпоративной культурой банка следует понимать установленные руководством и поддерживаемые персоналом ценности банка, в том числе и манера поведения персонала (особенно с клиентами). Интерес к корпоративной культуре непрерывно растет, что связано с пониманием значимости ее влияния на успех банковского бизнеса. Мировая практика свидетельствует о том, что процветающие компании отличаются высоким уровнем корпоративной культуры. Для таких компаний, согласно Б. Карлоффу, характерен симбиоз корпоративной культуры и деловой стратегии [9]. В связи с этим составляющими корпоративной культуры банка, как правило, выступают его миссия (позволяет каждому сотруднику банка представить себя частью целостного образования и ощутить свою сопричастность общему делу), видение (попытка заглянуть в будущее лет на 15 вперед, которое может быть достигнуто при благоприятных условиях) и базисные ценности (основополагающие принципы деятельности любой организации).
Полезная информация:
Вложения в ценные бумаги
Вложения банков в ценные бумаги также относятся к активным операциям. В зависимости от целей приобретения эти вложения можно разделить на три вида.
1. Вложения в ценные бумаги, приобретенные по операции типа РЕПО;
2. Вложения в бумаги, ...
Совершенствование экспортно-импортных операций
Деятельность на межбанковском рынке банки всегда рассматривают как одну из важнейших направлений бизнеса. Располагая современными средствами коммуникации и банковскими технологиями, банки в РК продолжат совершенствование комплекса услуг в ...
Оценка кредитоспособности предприятий малого бизнеса
Кредитоспособность мелких предприятий может оцениваться таким же образом, как и способность погашения долга у крупных и средних заемщиков – на основе финансовых коэффициентов кредитоспособности, анализа денежного потока и оценки делового ...