В ходе аудита Счетная палата осуществляет документальную проверку бухгалтерской и финансовой отчетности Департамента полевых учреждений Банка России и отдельных полевых учреждений, анализирует порядок формирования отчета о доходах и расходах Департамента и его соответствие нормативным документам Банка, исполнение сметы Департамента и системы полевых учреждений, проверяет эмиссионно-кассовую деятельность и систему внутреннего контроля Департамента и непосредственно полевых учреждений.
По результатам аудита, проводимого Счетной палатой по счетам и операциям Банка России, на которые распространяются действия Закона Российской Федерации "О государственной тайне", Коллегия Счетной палаты утверждает заключение, которое включается в текст годового отчета Банка России.
Таким образом, реальная практика, здравый смысл и государственные интересы диктуют необходимость однозначного законодательного закрепления полномочий Счетной палаты в отношении контроля за некоторыми аспектами деятельности Центрального банка Российской Федерации.
В этой связи заслуживают серьезного внимания предложения о внесении соответствующих изменений в Федеральные законы "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и "О Счетной палате Российской Федерации".
В первую очередь это касается наделения Национального банковского совета правом внесения в Государственную Думу предложений о проведении проверки Счетной палатой Российской Федерации финансово-хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений. На основании этих предложений Государственная Дума уполномочена дать соответствующее поручение Счетной палате. В Закон о Счетной палате в этом случае должна быть внесена симметричная поправка, однозначно определяющая ее право осуществлять подобные проверки. Такой подход, на наш взгляд, является достаточно сбалансированным и не создаст препятствий для эффективной реализации Банком России его основных, государственно-значимых функций.
Далее, в отношении ежегодного аудита Центрального банка необходимо устранить такую ситуацию, когда Счетная палата не учитывает эту работу в плане контрольных мероприятий, но все равно осуществляет ее каждый раз по специальному постановлению Государственной Думы. Было бы правильно ввести в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" норму, включающую заключение Счетной палаты Российской Федерации по результатам проверки счетов и операций Банка России, на которые распространяется действие Закона Российской Федерации "О государственной тайне", в обязательный перечень документов, которые должны содержаться в годовом отчете Банка.
Аудит Центрального Банка Российской Федерации - одна из самых сложных и важных для государства работ в области финансового контроля. Кроме того, это сейчас, пожалуй, единственный пример слаженной и результативной совместной работы органа государственного финансового контроля в лице Счетной палаты Российской Федерации и независимой аудиторской организации. Совершенствование этого процесса, в том числе его законодательного обеспечения, с учетом накапливаемого практического опыта является задачей государственного значения.
Полезная информация:
Организация и учет валютных операций
Валютное управление
Задача ВУ – профессиональное обслуживание клиентов по экспортно-импортным операциям с иностранной валютой.
Функции ВУ:
осуществление операций по международным расчетам, связанным с экспортом и импортом товаров и усл ...
Оценка заемщика, его платежеспособности и обеспечения
Оценку заемщика и его платежеспособности проводит сотрудник ОРЗ, например кредитный эксперт.
В целях экономии времени заемщиков и рациональной организации работы сотрудников банка целесообразнее первичные консультации, касающиеся условий ...
Происхождение и сущность страхования
В докапиталистических обществах основной формой страхования была страховая взаимопомощь. Сначала она носила характер разовых соглашений о взаимопомощи в области путевой, странствующей торговли, как сухопутной, так и морской. Соглашения ка ...