наличие на рынке различных видов карт – кредитных, дебетовых, расчетных (дебетовых с отсроченным платежом), электронных кошельков, совместных и т.п.;
наличие на рынке карт на различной технологической основе – с магнитной полосой, микропроцессором; с двойным интерфейсом; с несколькими приложениями на одной карте и т.п.;
высокая плотность сети устройств самообслуживания (банкоматов) и ПВН;
развитая торгово-сервисная инфраструктура обслуживания карт – высокая плотность сетей компаний-акцептантов и POS‑терминалов;
высокая доля платежных трансакций – и по количеству, и по стоимости – относительно трансакций по снятию наличных и получению кассовых авансов;
высокая доля платежей по картам – и по количеству, и по стоимости (величине) трансакций – относительно доли других инструментов розничных платежей (банковских чеков, наличных).
Наконец, нужно отметить, что употребляемые в таблицах сокращения интерпретируются следующим образом:
Н. д. – нет данных; данные отсутствуют либо за рассматриваемый период еще не представлены национальными статистическими органами.
Незн. – количественное значение показателя в абсолютном или относительном (процентном) выражении незначительно.
Непр. – статистически неприменимо.
В этом разделе приводятся базовые статистические показатели, характеризующие уровни развития национального хозяйственного комплекса России и 12 зарубежных экономически развитых стран. Данные относятся только к показателям ВВП в абсолютном и относительном выражении и уровню развития финансовой / банковской инфраструктуры. Данные приводятся в качестве иллюстрации (и одного из доказательств) тезиса о взаимосвязи высокого уровня экономического развития и развитости финансовой и банковской инфраструктуры (с одной стороны) и высоким уровнем развития национального карточного рынка (с другой стороны).
По уровню экономического развития и уровню жизни рассматриваемые государства относятся к числу первых 30 наиболее богатых стран мира. Как видно из приложения 3.1, самый низкий уровень показателя ВВП на душу населения из 12 зарубежных стран (в долларовом выражении) приходится на Сингапур – 20 856 долл. в 2004 г. В 2003–2004 гг. наиболее типичным являлся диапазон от 24 до 27 тыс. долл. в год. По показателю ВВП на душу населения Россия в 2003–2004 гг. более чем в 10 раз отставала от среднего уровня по 12 зарубежным странам. Зависимость между уровнем ВВП и степенью развитости карточного рынка очевидна. Чем меньше страна производит, тем меньше она в состоянии потреблять и меньше сберегать. Значит, границы использования карт как инструмента платежа (текущее потребление) и средства для получения кредитов (низкая норма сбережения не позволяет ни обеспечить кредитование, ни возвращать долги в будущем периоде) жестко ограниченны[21].
Различия в уровнях развития банковской инфраструктуры (приложение 3.2) между Россией и 12 зарубежными странами почти столь же значительны, что и в уровнях ВВП на душу населения. В 2003–2004 гг. в нашей стране плотность банковской инфраструктуры характеризовалась показателями 75–76 банковских отделений на 1 млн. жителей, в экономически развитых странах (за исключением Сингапура и Нидерландов) – более 200. В странах с большой численностью населения (США, Япония, Великобритания, Германия, Франция, Италия) плотность банковской инфраструктуры измерялась показателями от 240 отделений на 1 млн. жителей (Великобритания) до 610 (Германия).
Нужно заметить, что в начале нового десятилетия в большинстве из рассматриваемых зарубежных стран прошли очередные волны слияний и поглощений в сфере финансовых и банковских услуг. В результате численность банковских отделений, равно как и других учреждений, оказывающих банковские услуги населению и бизнесу, сократилась. Из данных в приложении 3.2, в частности, можно сделать вывод, что плотность сетей отделений банков и других учреждений, предлагающих платные услуги, во всех рассматриваемых экономически развитых странах в 2004 г. снизилась по сравнению с 2003 г., за исключением США. В большинстве стран происходят процессы, связанные с более рациональным и эффективным использованием инфраструктуры платежных услуг и каналов взаимосвязи с частными и корпоративными клиентами.
Полезная информация:
Общие проблемы системы медицинского
страхования
1. Проблемы обязательного медицинского страхования.
В последние годы с регулярной периодичностью в российском обществе возникает интерес к проблеме медицинского страхования, что по времени совпадает с обсуждением данного вопроса в верхни ...
Роль корреспондентских отношений в платежной
системе
В современной экономической литературе определение межбанковских и корреспондентских отношений неоднозначно. Более того, их сходство и различие до настоящего времени практически не подвергались научному анализу. Согласно статье 28 Закона ...
Организация документооборота в банке
Документооборот в банке- это прохождение банковских документов по инстанциям, в определенной их последовательности, от начала оформления и проведения операции до ее завершения с полным отражением в учете.
Документооборот имеет две важней ...