Для получения полной картины специалисты маркетингового отдела осуществляют прогнозирование ситуации на рынке с учетом динамики развития событий, прослеживают закономерности и выявляют тенденции развития рынка. Конечно, не все события возможно предвидеть, но при налаженной системе управления в коммерческом банке маркетинговая служба должна быть подготовлена к переменам на рынке. На основании выводов, сделанных по результатам маркетинговых исследований, банк получает возможность сформировать политику продвижения своих услуг на рынке.
Таблица 8. Основные маркетинговые стратегии банков
Вид стратегии | |
Стратегия освоения рынка |
Реальная оценка сложившегося ранка банковских услуг, поиск потенциальных клиентов, анализ возможного проникновения на рынок, разработка новых видов услуг, установление привлекательных тарифов и цен на услуги |
Стратегия удержания позиций |
Оценка позиций конкурентов, укрепление связей с имеющимися клиентами, совершенствование качества обслуживания, соответствие современным тенденциям на рынке |
Стратегия выхода в лидеры |
Массированная реклама банка, укрепление имиджа надежного банка, поиск новых клиентов, расширение сфер деятельности, повышение профессионализма кадрового состава |
Стратегия поиска выгод |
Оценка освободившихся ниш на рынке банковских услуг, привлечение клиентов обанкротившихся банков, предложение услуг с учетом текущего момента, рекламная политика, ориентированная на конкретные операции |
Рис. 16. Основные направления маркетинговых исследований
Она включает: перспективное место банка на рынке банковских услуг, выбор целевых рынков, т. е. тех направлений деятельности, на которых будут сосредоточены основные усилия и средства банка, области клиентской аудитории, т. е. группы клиентов, наиболее соответствующие перспективному развитию банка, ассортимент услуг, предлагаемых клиентам, ценовую стратегию, основные пути продвижения новых услуг на рынке, комплекс мер по поддержанию или изменению имиджа банка, основные способы осуществления конкурентной борьбы, перспективы выхода на другие рынки. Представленная таким образом политика реализации банковских продуктов служит опорным пунктом для формирования конкретных задач развития банка по основным, необходимым для него направлениям, что в свою очередь является основой для корректировки глобальных целей деятельности банка в зависимости от текущих условий.
Реально политика продвижения услуг на рынке базируется на двух основных направлениях: выяснение круга лиц, для которых разработаны услуги (так называемая сегментация рынка) и доведение до их сведения информации о данных услугах.
В основе сегментации рынка лежит характер банковских услуг (например, кредитные, специальные, инвестиционные) и структура клиентов (юридические, физические лица, банки-корреспонденты, государство).
Полезная информация:
Функции банковского маркетинга
Основными функциями банковского маркетинга являются:
- изучение спроса на рынке капитала и его отдельных сегментах, представляющих особый интерес для банков;
- анализ и изучение процентной политики, реклама;
- разработка системы планир ...
Составляющие банковской системы России
Рассмотрим подробнее функцию, структуру, выполняемые услуги представленных банков.
а) эмиссионные банки
Эмиссионным правом государство наделяет, как правило, только один банк, поскольку предоставление права эмиссии денег всем банкам рас ...
Методы управления ликвидностью
Ликвидность очень тесно связана с прибыльностью банка. Чем выше ликвидность, тем прибыль банка ниже. Связано это с тем, что наиболее ликвидные активы (резервы в центральном банке, касса, средства на корреспондентском счете) приносят миним ...