В России существуют две разновидности пластиковых карт: локальные и международные. Локальные пластики принимаются только на территории России, международные — по всему миру. К международным относятся Visa, Master Card, Diners Club, American Express (Amex), JCB. Локальные системы представлены в лице «Золотой короны», «СТБ-кард», Union Card. Иногда один или несколько банков выпускают собственные карты: Сбербанк — «Сберкарту», «Русский стандарт» — одноименный пластик, Лефко-банк — NPS Cards, «Уралсиб» — Accord. В Москве локальные карточки почти полностью вытеснены международными и выдаются лишь в рамках зарплатных проектов или кредита. На конец 2003 г. российские банки выпустили в, общей сложности свыше 24 млн. карт — из них Visa — 8 млн. шт., Master Card — 5, «Золотая корона» — 1,8, «СТБ-кард» — 2,7 млн. шт., Diners Club — 27 тыс.
Еще одной формой расчетов могут служить чеки.
Чек — это приказ банку о выдаче денег со счета предъявителю чека или зачислении денежной суммы, указанной в чеке, на счет предъявителя чека.
Для оплаты чеками необходимо открыть в банке чековый счет, на котором должен быть положительный остаток. Клиенту банк выдает чековую книжку для оплаты чеками. В процессе приобретения товаров (услуг) клиент заполняет чек из этой чековой книжки и передает владельцу товара, который в свою очередь предъявляет его в банк и получает деньги.
Удобство этой формы расчетов очевидны как для покупателя, так и для продавца: для покупателя не нужно носить, все деньги, а для продавца — быстрое получение денег.
Чеки получили широкое распространение на Западе, в то время как в России должного применения им не нашлось. В то же время стоит отметить, что они в основном применяются предприятиями для обналичивания денег с расчетного счета. Получает распространение дорожный (туристический) чек — платежный документ, используемый главным образом как средство международных расчетов неторгового характера. Сочетая преимущества денежных аккредитивов и наличных денег, он является одним из наиболее удобных средств международных расчетов по неторговым операциям.
Дорожный чек представляет собой денежное обязательство (приказ) выплатить обозначенную на чеке сумму денег владельцу, чей образец подписи проставляется на чеке в момент его продажи. Дорожные чеки выставляются банком на собственные отделения за границей или иностранные банки-корреспонденты, но, как правило, без указаний конкретного адресата. Эмитентами дорожных чеков являются коммерческие банки, другие кредитные и финансовые учреждения, туристические организации (крупнейшие из них — Американ-экспресс, ВИЗА, Сити Банк, Томас Кук, Барклез Банк). Дорожные чеки принимаются также во внутренних расчетах для безналичной оплаты товаров (услуг). Но поскольку дорожные чеки не являются стандартными платежными средствами, их покупка и прием в оплату товаров (услуг) обеспечиваются договоренностью эмитента с соответствующими организациями. Дорожные чеки оплачиваются только первоначальному владельцу, образец подписи которого имеется на чеке. Оплата дорожного чека производится только в полной сумме, частичная оплата чека не допускается.
К преимуществам дорожных чеков можно отнести то, что это один из наиболее безопасных и удобных способов перевозки денег; в любой стране дорожные чеки легко и быстро обмениваются на наличные средства в любой валюте; утраченные чеки легко и бесплатно возмещаются, как правило, в течение 24 ч.; часто обменный курс, применяемый к дорожным чекам, более выгоден, чем тот, по которому осуществляются обменные операции с наличной валютой.
Полезная информация:
Концепция деятельности и развития Сбербанка России: проблемы и перспективы
Концепция маркетинга - это ориентация на нужды и потребности клиентов, подкрепленная комплексными усилиями организации маркетинга, нацеленными на создание потребительской удовлетворенности в качестве основы для достижения целей организаци ...
Ипотечное кредитование: сущность и эволюционное
становление
Термин "ипотека" (от греч. hypotheke-залог) впервые появился в Греции в начале VI в. до н.э. (его ввел архонт Солон) и был связан с обеспечением ответственности должника перед кредитором определенными земельными владениями (перв ...
Эволюция форм оптовой торговли и появление товарных бирж
Товарная биржа как продукт развития рынка, рыночных отношений прошла длительный путь. Формы биржевой торговли, имея ряд общих организационных черт, вместе с тем постоянно изменялись, приспосабливались к потребностям экономики. Появлялис ...