Непосредственно процесс банковского кредитования можно разделить на несколько этапов, на каждом из которых уточняются характеристики ссуды, способы ее выдачи, использования и погашения:
1) рассмотрение кредитной заявки и собеседование с заемщиком;
2) изучение кредитоспособности клиента;
3) подготовка и заключение кредитного договора, предоставление кредита;
4) кредитный мониторинг и возврат кредита.
Этап первый
На первом этапе кредитного процесса клиент обращается за получением кредита в банк и предоставляет заявку, в которой содержатся исходные сведения о требуемом кредите: цель его получения; размер предполагаемого кредита; вид и срок предполагаемого кредита; предполагаемое обеспечение; планируемые источники погашения кредита; краткая информация о фирме и ее основной деятельности; основных партнерах и перспективах развития.
К заявке прилагаются паспорт лица, с кем кредитный офицер ведет переговоры, информационная справка о предприятии-заемщике с момента ее образования, схема деятельности данного предприятия, справка о товарно-денежных потоках, перспективах, наличии и величине имущества, постоянных партнерских соглашениях, технико-экономическое обоснование использования кредитных средств, включающее подробное описание кредитного мероприятия, описание товарных и денежных потоков по срокам, указание источников погашения, расчет планируемой выручки за период кредитования, затрат и прибыли, расчет прогнозируемого потока товарно-денежных средств, разрешительные документы (постановления, сертификаты, лицензии и т. д.), касающиеся объектов кредитования и деятельности организации, балансы организации за последние отчетные даты, отчет о прибылях и убытках, учредительные документы.
Поданная кредитная заявка регистрируется в банке в специальном журнале, который может вестись и в электронном виде с тем, чтобы иметь представление о потенциальном объеме кредитного портфеля, а в случае, обоснованной необходимости откорректировать кредитную политику по направлениям деятельности. Стоит отметить, что в настоящее время в западных странах существуют так называемые кредитные бюро, в которые стекается информация о заемщиках, поэтому каждый банк вносит сведения о новых заемщиках. В России также начали формироваться бюро, поэтому ведение записей в электронном виде позволит увеличить базу данных кредитных бюро. Далее данная заявка и прилагаемые документы рассматриваются и принимается решение о встрече с заемщиком. Подобные встречи позволяют выяснить не только важные детали кредитной сделки, но и составить психологический портрет возможного заемщика, оценить профессиональную подготовленность руководства компании, реалистичность их оценок положения и перспектив развития предприятия. В ходе беседы банку нет необходимости выяснять все аспекты работы компании-заемщика, он должен сконцентрировать внимание на ключевых вопросах, представляющих интерес для банка-кредитора. При встрече заемщик отвечает на вопросы анкеты, а затем в процессе беседы служащий кредитного отдела пытается выяснить основополагающие моменты, касающиеся целей, обеспеченности и перспектив возврата кредита.
В целом на первом этапе кредитования банку предстоит выяснить серьезность, надежность и кредитоспособность заемщика, его репутацию как возможного партнера по бизнесу (особенно это касается новых клиентов) обоснованность кредитной заявки и степень обеспеченности возврата кредита.
Ключевым моментом анализа любой заявки и сопроводительных документов, а также результатов бесед является определение характера заемщика и его кредитоспособности, при этом выясняются объем доходов и представляющих ценность активов (таких, как высоколиквидные ценные бумаги или сберегательные депозиты), которыми располагает заемщик для погашения кредита. При этом придается значение не только размеру, но и стабильности доходов заемщиков (юридических и физических лиц). Банк предпочитает получать от клиента информацию о чистых доходах (доходах после всех выплат и удержаний). Если речь идет об индивидуальном заемщике, сотрудники банка обычно связываются с работодателями клиента для проверки достоверности указанного им уровня доходов и продолжительности работы в данной фирме.
Косвенным показателем размера и стабильности доходов служат данные о среднедневном остатке' на депозитном счете клиента. Представленные заемщиком данные сопоставляются с информацией, полученной из соответствующего банка. Поддержание значительных остатков на депозитных счетах в банке свидетельствует о надежности финансового, положения клиента, его финансовой дисциплинированности и серьезности намерения погасить получаемый кредит. Банк неодобрительно относится к «пирамиде долга»: заемщик берет кредит в одной фирме или банке для оплаты долга другому кредитору. В поле зрения сотрудника банка должны постоянно находиться динамика задолженности клиента по кредитным карточкам-, операциям по чекам, выписанных клиентом с его счета и возвращенных. На основе подобных фактов делается вывод о реальном финансовом положении клиента и его навыках управления денежными средствами.
Полезная информация:
Банковская система России
Банковская система России в настоящее время представляет собой двухуровневую систему, включающую Банк России, кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков.
Банк России выступает в роли центрального банка ...
Роль АСБ «Беларусбанк» в работе банковской системы Республики Беларусь
Открытое акционерное общество «Сберегательный банк Беларусбанк» образовано в результате слияния Сберегательного банка Республики Беларусь и акционерного коммерческого банка «Беларусбанк» на основании Указа Президента Республики Беларусь о ...
Виды банковских карт
По мере развития банковского дела, совершенствования технологии осуществления безналичных расчетов и оказания электронных банковских услуг появились различные виды пластиковых карт, отличающихся назначением, способами защиты от подделки, ...