Отношения банков с клиентами по поводу проведения расчетных операций строятся на договорной основе, поэтому при открытии текущего (расчетного) счета банк заключает с клиентом договор текущего банковского счета (договор на расчетно-кассовое обслуживание) (см. приложение 7). Он содержит права и обязанности участников, является самостоятельным типом договора гражданско-правового характера и регулируется Гражданскими кодексом и другими законодательными актами Республики Беларусь.
Договор на расчетно-кассовое обслуживание обычно содержит следующие разделы:
а) обязанности сторон;
б) права сторон;
в) финансовые отношения;
г) ответственность сторон;
д) порядок рассмотрения споров;
е) срок действия договора, порядок его изменения и расторжения;
ж) дополнительные условия.
Банк, как правило, обязуется вести комплексное расчетно-кассовое обслуживание клиента, т.е. своевременно проводить все расчетные операции по поручению клиента в соответствии с законодательством, выдавать выписки по счету, консультировать клиента по вопросам расчетного обслуживания; обеспечивать сохранность средств, поступающих на счет клиента; сохранять тайну операций по счету (за исключением случаев, предусмотренных законодательством), уведомлять клиента об изменениях внутренних положений банка, его тарифов.
Клиент берет на себя обязательства соблюдать нормативные требования осуществления расчетных операций, своевременно уведомлять банк об ошибочно зачисленных на его счет средствах, представлять по требованию банка документы для проверки соблюдения кассовой дисциплины, подтверждения остатков средств на всех открытых клиенту счетах по состоянию на 1 января; при реорганизации или переименовании, изменении и дополнении устава, изменении подчиненности, представлять в банк документы, необходимые для переоформления счета, а также осуществлять вознаграждения за расчетное и кассовое обслуживание.
В разделе, регулирующем финансовые отношения сторон, устанавливается размер вознаграждения, уплачиваемого клиентом банку за услуги по ведению счета и расчетам, а также размер процента, который банк выплачивает клиенту за использование находящихся на счете временно свободных денежных средств в качестве кредитных ресурсов (если размер процента не определяется законодательством). Следует отметить, что по договоренности сторон банк может не платить клиенту проценты за пользование его денежными средствами, но в этом случае он не взимает с него комиссию за проведение операций по счету.
Полный комплект документов на открытие текущего счета, включая договор на расчетно-кассовое обслуживание, банк обязан хранить в деле по оформлению счета вплоть до закрытия последнего, за исключением карточки с образцами подписей и оттиска печати, которая должна храниться у уполномоченного работника банка.
Порядок перечисления средств по текущим счетам в процессе их функционирования и используемые при этом расчетные документы регламентируются Инструкцией Национального банка Республики Беларусь от 29.03.01 № 66 «О банковском переводе», иными нормативными актами Национального банка. Форма безналичных расчетов, применяемая при осуществлении расчетных операций, определяется в договоре между плательщиком и получателем средств. По текущим (расчетным) счетам может быть только кредитовое сальдо, дебетовое сальдо не допускается.
Следует отметить, что, несмотря на общность многих положений договора на расчетно-кассовое обслуживание и наличие обязательных разделов, договоры различных банков и перечень операций, совершаемых по счетам клиентов, могут значительно отличаться. Данные различия могут быть обусловлены техническими возможностями банка, иметь связь с потребностями большинства обслуживаемых клиентов, зависеть от эффективности организации в банке тех или иных форм обслуживания.
Рассмотрим на примере филиала № 529 «Белсвязь» ОАО СБ «Беларусбанк» операции, совершаемые по счетам клиентов. Типовой договор банка приведен в приложении 7.
В настоящее время банк предоставляет следующие виды услуг по рублевым счетам клиентов:
- проведение дебетовых и кредитовых переводов;
- выдача наличных денежных средств со счетов на различные цели;
- прием наличных денежных средств путем внесения их по объявлениям клиентами в кассу банка (см. приложение 9);
- обслуживание в системе «Клиент-банк»;
- консультационные.
Следует отметить, что данный перечень не является стабильным.
Как уже отмечалось, банк постепенно увеличивает количество обслуживаемых клиентов, соответственно, увеличивается и число проводимых по их поручениям операций, и обороты по счетам.
Сегодня в филиале на расчетно - кассовом обслуживании находится 2041 клиент, которым открыто 3594 счета. Из них 8,1% - предприятия государственной формы собственности, 25,1% - негосударственной формы собственности, 17,5% - общественной формы собственности и 49,3% - индивидуальные предприниматели.
Полезная информация:
Структура и функции
Структура органов оперативного управления обычно достаточно сложна. Прежде всего, выделяются центральные, внутренние органы биржи и периферийные, внешние. Первые обычно расположены в самом здании биржи, представляют её основной рабочий ап ...
Сайт – как информационная система
В настоящее время интернет представляет собой один из самых активно развивающихся средств информации. Создание сайта в интернете обеспечивает новые возможности по расширению, информационной поддержке или рекламе бизнеса. Профессионально с ...
Организация страхового дела
“В настоящее время на территории России страхование осуществляют около 3000 страховых компаний, из них 2750 внесено в Государственный реестр. По оценкам независимых экспертов, в 1999 году на страховом рынке России останется не более 500-6 ...