Кредитная сделка предполагает взаимоотношения двух субъектов - кредитора и заемщика. Кредитор передает заемщику объект сделки - ссужаемую стоимость на условиях возвратности, срочности, платности, но при этом остается собственником объекта сделки. В каждой кредитной сделке для кредитора присутствует элемент риска невозврата ссуженной стоимости заемщиком - по разным причинам, неуплаты процентов по ссуде, нарушения срока договора. Наличие такого риска, его зависимость от многочисленных факторов, прежде всего, от условий и результатов деятельности заемщика, предопределяют необходимость выбора показателей финансово-хозяйственной деятельности, с помощью которых можно оценить вероятность выполнения заемщиком своих обязательств.
Проблема выбора показателей для оценки способности заемщика выполнять свои обязательства была актуальна во все периоды развития банковского дела и вошла в экономическую литературу как проблема определения кредитоспособности. Сущность понятия «кредитоспособность» и его содержание в разные периоды трактовались по-разному. Проблемы кредитоспособности активно разрабатывались советскими экономистами в период рыночного развития экономики страны: в 20-е годы ХХ века (период НЭП) и с конца 1980-х годов, т.е. с начала проведения экономических реформ.
В условиях НЭП экономисты использовали при оценке заемщиков понятие «кредитоспособность», под которым понималось:
· с точки зрения заемщика - способность к совершению кредитной сделки, возможность своевременного возврата полученной ссуды;
· с позиций банка – правильное определение размера допустимого кредита[1] .
В содержание понятия «кредитоспособность» включали:
а) способность к совершению кредитной сделки;
б) возможность своевременного возврата полученной ссуды.
В качестве элементов кредитоспособности главным образом рассматривались: правоспособность (дееспособность) заемщика; организационная прочность хозоргана и качество управления им; постановка бухгалтерского учета и отчетности; финансовая устойчивость (платежеспособность); наличие обеспечения по ссудам; способность заемщика получать доход, достаточный для погашения ссуды и процентов. Причем три первых элемента отнесли ко внебалансовым факторам, которые оказывают существенное влияние на оценку кредитоспособности в целом.
Свертывание НЭПа, кредитная реформа (1930–1932 гг.) коренным образом изменили экономические отношения в стране. Тем не менее, работа предприятия в условиях хозрасчета требовала от учреждений Госбанка СССР сохранение подхода к заемщикам с точки зрения их кредитоспособности. Практически во всех документах по организации кредитных отношений присутствовали такие элементы оценки банком кредитоспособности заемщика, как ее правоспособность, платежеспособность, доходность, наличие достаточного обеспечения по ссудам и т.д. В инструкциях Центрального банка РФ указывалось, что право на получение ссуд имеют только те организации, которые состоят на хозрасчете, имеют самостоятельный баланс и собственные оборотные средства. В практике кредитования применялись понятия неликвидности баланса, неплатежеспособности заемщика и т.д.
Перестройка кредитной системы страны, образование коммерческих банков и переход к двухуровневой структуре банковской системы, ориентация на рыночный характер экономики потребовали более глубоких подходов к проблеме оценке банками кредитоспособности заемщиков.
Экономически независимые организации самостоятельно организуют снабжение, производство и сбыт продукции, распоряжаются выручкой от реализации. Многие показатели их деятельности (нормативы, себестоимость продукции, структура и оборачиваемость ресурсов и др.) становятся объектом коммерческой тайны. В тоже время банкам необходимо получать достаточную информацию для выбора партнера по кредитным отношениям, определения его финансовой устойчивости, платежеспособности, эффективности использования ресурсов, доходности деятельности. В этих целях банки используют методики оценки кредитоспособности, которые становятся «ноу-хау» банков, их разработавших.
Полезная информация:
Принципы обслуживания Private Banking
Многие исследователи считают, что если не обращать внимания на тонкости, то Private Banking не многим отличается от обыкновенного банковского обслуживания. В его основе те же стандартные банковские услуги: расчётно-кассовое обслуживание, ...
Пассивные операции банков
Пассивные операции банков, посредством которых образуются банковские ресурсы, играют всегда первичную роль по отношению к активным операциям, так как прежде чем размещать что-либо, необходимо сформировать ресурсы. Пассивные операции подра ...
Внешнеторговые операции коммерческих банков РК
За семь месяцев 2006 года совокупная чистая прибыль казахстанских коммерческих банков республики увеличилась на 52,7% в годовом выражении, составив 67,5 млрд. тенге. Совокупная сумма доходов банков второго уровня в этот период составила 4 ...