Банковское дело Казахстана, пройдя в соответствии с Законом о банках и банковской деятельности Казахской ССР от 07.12.1999 года прошло стадию реформирования, модель банковской деятельности перешла от чисто государственной модели к смешенной. В республике была сформирована так называемая двухуровневая банковская система, где верхний уровень был представлен государственным банком Казахской ССР, а нижний остальными банками, в состав которых вошли как существовавшие на тот момент государственные специализированные банки (Промстройбанк, Агропромбанк, Жилсоцбанк, Внешнеэкономбанк), так и вновь создаваемые негосударственные банки (акционерные, кооперативные, в форме хозяйственных товариществ и т.д.). Все банки нижнего уровня, включая государственные, были уравнены в своем статусе и объединены общей категорией «коммерческие». В дальнейшем госбанки преобразовались в акционерные (кооперативные, частные), приобрели новых участников, т.е. фактически утратили статус государственных. В этой части банковская реформа оказалась не совсем удачной, что побудило Правительство создать новые государственные специализированные банки: Экспортно-импортный банк (1994г.) для обслуживания внешнеэкономической деятельности государства, Государственный реабилитационный банк (1995г.) для свертывания деятельности предприятия до жизнеспособного уровня и восстановления его платежеспособности, Республиканский бюджетный банк (1996г.) для обслуживания бюджетных организаций, исполнения функций расчетно-кассовых центров, сбора общегосударственных налогов – фактического исполнения функций Казначейства.
После распада СССР и обретения Казахстаном в 1991 году статуса суверенного государства возникла необходимость дальнейшего реформирования банковской системы республики, создание ее правовой основы, принятие новых законодательных актов, регулирующих банковскую деятельность. Данным обстоятельством было продиктовано принятие 13.04.1993г. Закона Республики Казахстан «О Национальном банке Республики Казахстан» и 14.04.1993г. Закон Республики Казахстан «О банках в Республике Казахстан». Принятие указанных нормативных актов закрепило двухуровневую банковскую систему и определило порядок взаимоотношений Национального банка Республики Казахстан с банками второго уровня. Кроме того, это способствовало созданию в Казахстане большого количества банков второго уровня, что отвечало на первоначальном этапе экономических реформ требованиям развития рыночных отношений и формирования благоприятной конкурентной макроэкономической среды. В дальнейшем, в связи с усилением в государстве роли центральных органов исполнительной власти в лице Президента и Правительства, требования по выводу страны из глубокого экономического кризиса и приобретением важного атрибута суверенности – введением 15.11.1993 года национальной валюты - казахстанского тенге, а так же введением в действие с 01.03.1995 года Гражданского кодекса Республики Казахстан (общая часть), возникла необходимость и было принято новое банковское законодательство. 30.03.1995 года был принят Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу Закона «О Национальном банке Республики Казахстан», а 31.08.1995 года – Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу Закона «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан».
Основной целью принятия Указа «О Национальном банке Республики Казахстан» явилось более полное отражение роли Национального банка в осуществлении денежно-кредитной политики и адаптация закона к международным стандартам. Отсутствие законодательно установленного механизма подотчетности Нацбанка перед Президентом Казахстана и высшими представительными органами республики порождало проблемы в правоприменительной практике, в связи с чем в Указе «О Национальном банке Республики Казахстан» четко и подробно изложен порядок взаимодействия Национального банка с Президентом и Парламентом. В частности, определена подотчетность Нацбанка только Президенту Республики Казахстан, с согласия и по поручению которого может осуществляться проверка деятельности Национального банка.
Указ «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» имеет существенные отличия от старого закона РК «О банках в Республике Казахстан»:
- определены виды банков второго уровня – государственные, депозитные, инвестиционные, банки с иностранным участием, межгосударственные банки;
- все банки, кроме государственных, создаются толь в форме акционерных обществ;
- разрешено создание ассоциация (союзов) банков;
- впервые дано понятие небанковского финансового учреждения, которое не является «банком», но на основании лицензии Нацбанка правомочно проводить отдельные виды банковских операций;
Полезная информация:
Траст и клиринг, как перспективные операции вторичного рынка
К числу наиболее перспективных видов операций на вторичном рынке относят, в частности, траст и клиринг.
Траст. Одним из способов оживления вторичного рынка ценных бумаг может стать траст. В мировой практике под трастом (от англ. trust – ...
О страховании вкладов
Создание системы обязательного страхования банковских вкладов населения является специальной государственной программой, реализуемой в соответствии с Федеральным законом "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федер ...
Виды ценных бумаг и
оценка их доходности
Ценные бумаги являются документами имущественного содержания, которые связаны с имущественными правами таким образом, что последние без этих документов не могут быть ни осуществлены, ни переданы другим лицам.
В зависимости от выраженных ...