Экологическая ответственность – это экономико-правовой комплекс, соединяющий в себе нормы и соответствующие им отношения по возмещению и предупреждению вреда природной среде сохранения устойчивого баланса экономических и экологических интересов в процессе хозяйственной деятельности.
Экологическая ответственность подразделяется на экономическую и юридическую.
Экономическая ответственность, возникающая по факту причинения вреда, базируется на правомерной деятельности и регулируется экономическими методами (обязательные платежи предприятий по установленным ставкам за нормативные и сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в воздух и водоемы, захоронение вредных отходов, взимание платы за использование вод в промышленности и т.п.).
Юридическая ответственность возникает по факту правонарушения и порождается неправомерными деяниями. Она регулируется административно-правовыми методами. Юридическая ответственность по экологическому праву закреплена в ст. 81 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды» от 19 декабря 1991 г. № 2060 – 1.
Страхование ответственности за нанесение ущерба окружающей среде – дело достаточно сложное с точки зрения оценки риска. Риск оценивают по каждому предприятию индивидуально по четырем параметрам: материалы, используемые на предприятии; местоположение предприятия; производственный процесс; имеющиеся стандарты безопасности.
В рамках договора по данному виду страхования страхуется ответственность за ущерб, нанесенный лицам, вещам, имуществу вследствие воздействия на окружающую среду, почву, воздух или воду, включая ответственность, возникающую при постепенном воздействии температуры, газа, дыма, сырости, атмосферных осадков.
Страхование ответственности перевозчиков проводится на основании требований международных соглашений, регулирующих условия перевозок в соответствии с видом используемого транспортного средства.
При перевозке грузов существуют единые международные принципы, определяющие границы ответственности перевозчика:
Ø перевозчик несет ответственность за доверенный груз в «разумных пределах»;
Ø перевозчик при определенных условиях освобождается от ответственности (форс-мажорные обстоятельства);
Ø нет причин для освобождения перевозчика от ответственности, есть только финансовые ограничения.
Страховое покрытие включает: ущербы материальные, телесные у пассажиров, членов экипажа, портовых рабочих; ущерб, убытки, гибель судна, не связанные с столкновением; ущерб, нанесенный судну в процессе буксировки; участие в общей аварии сверх предусмотренных другими условиями покрытия (каско); расходы, связанные со спасением человеческой жизни (отклонение от заданного курса); затраты, происшедшие в связи с карантином, объявленным правительством; затраты, связанные с юридическими процедурами; штрафы, налагаемые в портах.
Исключаются из страхового покрытия: ущерб вследствие умышленных действий; перевозка контрабанды; убытки, возникшие во время нахождения экипажа на судне; убытки, связанные с использованием автотранспорта; иски со стороны владельца груза; военные риски (покрываются особым договором).
Полезная информация:
Определение и сущность межбанковских расчетов
В условиях существования множества коммерческих банков и их филиалов в экономике страны объективно необходимо установление взаимных связей между ними, которые реализуются через систему корреспондентских отношений. Корреспондентские отноше ...
Составляющие банковской системы России
Рассмотрим подробнее функцию, структуру, выполняемые услуги представленных банков.
а) эмиссионные банки
Эмиссионным правом государство наделяет, как правило, только один банк, поскольку предоставление права эмиссии денег всем банкам рас ...
Цели и задачи Центрального Банка РФ
Большой экономический словарь даёт следующее определение центрального банка: "Государственное кредитное учреждение, наделённое правом выпуска банкнот, регулирования денежного обращения, кредита и валютного курса, хранения официальног ...