Экологическая ответственность – это экономико-правовой комплекс, соединяющий в себе нормы и соответствующие им отношения по возмещению и предупреждению вреда природной среде сохранения устойчивого баланса экономических и экологических интересов в процессе хозяйственной деятельности.
Экологическая ответственность подразделяется на экономическую и юридическую.
Экономическая ответственность, возникающая по факту причинения вреда, базируется на правомерной деятельности и регулируется экономическими методами (обязательные платежи предприятий по установленным ставкам за нормативные и сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в воздух и водоемы, захоронение вредных отходов, взимание платы за использование вод в промышленности и т.п.).
Юридическая ответственность возникает по факту правонарушения и порождается неправомерными деяниями. Она регулируется административно-правовыми методами. Юридическая ответственность по экологическому праву закреплена в ст. 81 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды» от 19 декабря 1991 г. № 2060 – 1.
Страхование ответственности за нанесение ущерба окружающей среде – дело достаточно сложное с точки зрения оценки риска. Риск оценивают по каждому предприятию индивидуально по четырем параметрам: материалы, используемые на предприятии; местоположение предприятия; производственный процесс; имеющиеся стандарты безопасности.
В рамках договора по данному виду страхования страхуется ответственность за ущерб, нанесенный лицам, вещам, имуществу вследствие воздействия на окружающую среду, почву, воздух или воду, включая ответственность, возникающую при постепенном воздействии температуры, газа, дыма, сырости, атмосферных осадков.
Страхование ответственности перевозчиков проводится на основании требований международных соглашений, регулирующих условия перевозок в соответствии с видом используемого транспортного средства.
При перевозке грузов существуют единые международные принципы, определяющие границы ответственности перевозчика:
Ø перевозчик несет ответственность за доверенный груз в «разумных пределах»;
Ø перевозчик при определенных условиях освобождается от ответственности (форс-мажорные обстоятельства);
Ø нет причин для освобождения перевозчика от ответственности, есть только финансовые ограничения.
Страховое покрытие включает: ущербы материальные, телесные у пассажиров, членов экипажа, портовых рабочих; ущерб, убытки, гибель судна, не связанные с столкновением; ущерб, нанесенный судну в процессе буксировки; участие в общей аварии сверх предусмотренных другими условиями покрытия (каско); расходы, связанные со спасением человеческой жизни (отклонение от заданного курса); затраты, происшедшие в связи с карантином, объявленным правительством; затраты, связанные с юридическими процедурами; штрафы, налагаемые в портах.
Исключаются из страхового покрытия: ущерб вследствие умышленных действий; перевозка контрабанды; убытки, возникшие во время нахождения экипажа на судне; убытки, связанные с использованием автотранспорта; иски со стороны владельца груза; военные риски (покрываются особым договором).
Полезная информация:
Противопожарная защита при отсутствии страхового полиса
Кривая ТD на графика А обозначает предполагаемый совокупный ущерб при каждом уровне предосторожности. Она имеет отрицательный наклон, поскольку увеличение предосторожности ведет к снижению риска возникновения пожара. Кривая MB на графике ...
Прочие операции
К прочим операциям относят операции, которые трудно однозначно отнести к активным или пассивным. Это посреднические, чаще всего забалансовые, которые не отражаются в балансе, операции, за которые банки получают комиссионное вознаграждение ...
Рынок ценных бумаг
Рынок ценных бумаг — это часть финансового рынка, на котором обращаются специфические финансовые инструменты — ценные бумаги.
Рынок ценных бумаг отличается от других видов рынка прежде всего спецификой товара. Ценная бумага — товар особо ...