Для производства любого вида товара или услуги фирме необходимо приобрести экономические ресурсы, которыми прямо или косвенно владеют домохозяйства и поставляют их на рынок ресурсов. Изучение специфических особенностей спроса, предложения и ценообразования на рынке факторов производства играют важную роль в обеспечении поставок ресурсов фирмам, в определении уровня их производственных издержек, в формировании доходов домохозяйств.
Значение рынка факторов производства обусловлено тем, что:
цены на рынке ресурсов определяют уровень экономических издержек и, соответственно, величину рыночного предложения на рынке готовой продукции действующих предприятий и фирм;
цены на ресурсы являются одним из важнейших факторов денежных доходов домохозяйств (в виде зарплаты, ренты, процента и прибыли), определяющих в конечном счете рыночный спрос на готовую продукцию;
нормальное функционирование рынка ресурсов способствует их эффективному распределению между экономическими субъектами, и тем самым, минимизирует альтернативные издержки производства того или иного вида готового продукта.
Если на рынке готовой продукции домохозяйства предъявляют спрос, а фирмы формируют предложение, то на рынке ресурсов домохозяйства предлагают имеющиеся в их распоряжении экономические ресурсы и становятся субъектами предложения, а фирмы закупают необходимые им производственные ресурсы и выступают в качестве субъектов спроса.
Спрос на экономические ресурсы предъявляется фирмами-производителями. Как и всякого покупателя, фирму интересует польза, которую она может извлечь из потребления купленного товара, т. е. из потребления купленного экономического ресурса. Потребление любого экономического ресурса фирмой представляет собой его использование в качестве средства производства готового продукта, предназначенного для поставки и продажи на рынке товаров. Поэтому для фирмы как производственной и коммерческой единицы полезность экономического ресурса заключается в его способности производить продукт (в его производительности), который при продаже на рынке товара приносит максимальную выручку (доход).
Таким образом, спрос на экономические ресурсы, формируемый фирмами:
носит производный характер, т. е. непосредственно зависит не только от цены на ресурс, но и от спроса и цен на готовую продукцию, изготавливаемую фирмой при помощи данного ресурса;
зависит от двух ключевых факторов — производительности ресурса при производстве товара, рыночной стоимости (цены) товара, производимого с помощью данного ресурса.
Для определения характерных особенностей спроса на ресурс введем некоторые новые понятия.
Во-первых, рассмотрение труда в качестве единственного переменного ресурса при неизменности всех остальных ресурсов, свидетельствует о том, что фирма функционирует на краткосрочном временном интервале.
Во-вторых, определяя количество единиц переменного ресурса (в нашем случае количество труда), которое фирма собирается купить (нанять), она должна непременно учесть тот факт, что каждая дополнительная единица переменного ресурса (каждый дополнительный работник) приносит фирме, как дополнительный (предельный) доход, так и дополнительные (предельные) издержки. Способ учета данного факта — сопоставление значений предельного дохода и предельных издержек.
Для оценки предельной доходности и предельных издержек переменного ресурса используют показатели:
предельного продукта ресурса в денежном выражении (предельной доходности ресурса) — прирост совокупного дохода фирмы в результате использования одной дополнительной единицы данного переменного ресурса при условии, что все остальные ресурсы неизменны;
предельных издержек на использование ресурса — прирост совокупных издержек фирмы, обусловленный использованием одной дополнительной единицы переменного ресурса, при условии неизменности всех остальных применяемых ресурсов.
В-третьих, определение оптимального количества ресурса, которое фирма собирается купить (нанять), зависит от того, на каком рынке (совершенной или несовершенной конкуренции) она приобретает этот ресурс и на каком рынке продает свою готовую продукцию: в условиях совершенной или несовершенной конкуренции.
Полезная информация:
Финансовые услуги коммерческих банков
Особое место среди банковских операций занимают финансовые услуги, к которым относят лизинговые, факторинговые, форфейтинговые и трастовые.
В широком смысле слова лизинг (от англ. to lease — арендовать, брать в аренду) — это аренда обору ...
Оценка рисков и страхование деятельности предприятия
Существует большое разнообразие мнений по поводу понятия определения, сущности и природы риска. Это связано с многоаспектностью этого явления, недостаточным использованием в реальной деятельности, игнорированием в существующем законодател ...
Понятие и классификация пластиковых карт
Согласно инструкции «О порядке эмиссии платежных карт и осуществление операций с их применением», утвержденная Постановлением правления НБУ от 27 августа 2001 г. № 367 платежная карта – это специальный платежный инструмент в виде эмитиров ...