Положение о безналичных расчетах регламентирует общие подходы к организации расчетов и единый документооборот в банках. Это положение основывается на принципах: свободы выбора предприятиями форм расчетов и закрепление их договором, невмешательство банка в договорные отношения предприятия. Согласно договору между банком и владельцем счета банк несет ответственность за несвоевременное или неправильное списание или зачисление средств со счета владельца. Владелец счета имеет право потребовать от банка уплаты штрафа в размере оговоренного в договоре за каждый день задержки платежа. Безналичные расчеты базируются на основных принципах: все предприятия обязаны хранить свои средства на счета в банке. Банк в свою очередь в зависимости от характера деятельности клиента открывает расчетный, текущий или валютный счет. Предприятия самостоятельно распоряжаются средствами, хранящимися на счете. Средства списываются со счета с согласия плательщика. Без согласия плательщика средства списываются на основе инкассовых распоряжений, учиненных судебными, арбитражными, финансовыми органами. Платежи по счету производятся в пределах наличия средств на счете либо за счет кредитов банков. Платежи одного предприятия за счет другого не допускаются. В расчетах между поставщиком и покупателем могут использоваться различные формы расчетов. Документооборот в банках организован в соответствии с положением об организации межбанковских расчетов ПМР. Все расчетные документы должны соответствовать требованию установленных стандартов и содержать установленные реквизиты. Расчетные документы принимаются банком к исполнению при наличии подписей должностных лиц, имеющих право распоряжаться счетом, соответствующих образцам подписей в карточках, представленных в банк. Расчетные документы по операциям, осуществляемым предпринимателем без образования юридического лица, принимаются к исполнению при наличии на них одной подписи (указанной в карточке) и без оттиска печати. Исправления, помарки, подчистки, использование чернил зеленого и красного цвета в расчетных документах не допускаются. Для осуществления операций по безналичным расчетам банки открывают своим клиентам текущие, валютные и другие счета.
Перечень документов, необходимых для открытия расчетного (текущего) счета: заявление об открытии счета по установленной форме (Приложение №13), документ о гос. регистрации предприятия, копия устава, нотариально заверенная, копия учредительного договора, заверенного нотариально, документ, подтверждающий полномочия директора и гл. бухгалтера, карточка с образцами подписей первых должностных лиц и оттиском печати (Приложение № 22), нотариально заверенных, справка о постановке на учет в налоговой инспекции, в Пенсионном фонде, регистрационная карточка органов статистики.
Открытие счета в банке сопровождается заключением между банком и клиентом договора о расчетно-кассовом обслуживании (Приложение №14).
Текущие счета юридических лиц закрываются по заявлению владельца счета, при изменении характера деятельности, связанной с утратой хотя бы одного из признаков, предусмотренных в уставе юридических лиц, по решению органа, создавшего предприятия, объединение, организацию или учреждение, при ликвидации записей по счету, за исключением учреждений, состоящих на бюджете, счета которых в этих случаях не закрываются.
Кредитная организация обязана за 10 дней письменно предупредить владельца о закрытия его счета. Порядок закрытия бюджетных счетов определяется Инструкцией ЦБ по кассовому исполнению бюджета.
Операции по текущим счетам могут быть приостановлены по решению Государственных налоговых органов. При переоформлении расчетных, текущих и других счетов резидентам в связи с реорганизацией предоставляются такие же документы, как и при создании юридических лиц. При ликвидации юридического лица представляется решение и подписание арбитражного суда о ликвидации юридического лица с указанием в нем срока действия и заверенная карточка с образцами подписей и оттиском печати ликвидационной комиссии. При передаче счета в другое учреждение банка одновременно передаются по описи все юридические документы по оформлению счета. Записи в лицевых счетах и выписки из них производятся одновременно по всем документам дня с выводом одной суммы остатка на следующий день исходя из оборотов за день и остатка на начало дня. Выписки из лицевых счетов для их достоверности заверяются оттиском штампа учреждения банка и подписью ответственного исполнителя. Выписки из лицевых счетов составляются на ЭВМ и штампом учреждением банка выписки не заверяются. Выписки из лицевых счетов выдаются клиентам в сроки, установленные по согласованию с владельцами счетов. По договоренности с клиентом выписки могут пересылаться им по почте.
Полезная информация:
Характеристика кредитного
портфеля отделения Сбербанка
2004 год - четвертый год реализации Концепции развития Сбербанка России на период до 2005 года. В области проведения активно-пассивных операций сохраняются высокие темпы развития кредитования юридических и физических лиц в рублях, а также ...
Виды и формы кредитования коммерческими банками юридических лиц
Разовые (целевые) ссуды. Кредиты, которые предоставляются заемщикам на удовлетворение различных потребностей. При этом каждая ссуда оформляется индивидуальным кредитным договором с указанием цели, суммы кредита, срока его возврата, процен ...
Анализ делового риска как способ оценки кредитоспособности клиента
Деловой риск – это риск, связанный с тем, что кругооборот фондов заемщика может не завершиться в срок и с предполагаемым эффектом. Деловой риск появляется по различным причинам, приводящим к прерывности или задержке кругооборота фондов на ...