Достаточные значения показателей:
К1 - 0,2
К2 - 0,8
К3 - 2,0
К4 - 1,0 - для всех Заемщиков, кроме предприятий торговли; 0,6 - для предприятий торговли
К5 - 0,15
В таблице 18 рассмотрены диапазоны коэффициентов и соответствующие им категории заемщиков.
Таблица 18 - Разбивка показателей на категории в зависимости от их фактических значений
Коэффициенты |
1 категория |
2 категория |
3 категория |
1 |
2 |
3 |
4 |
К1 |
0,2 и выше |
0,15-0,2 |
Менее 0,15 |
К2 |
0,8 и выше |
0,5-0,8 |
Менее 0,5 |
К3 |
2,0 и выше |
1,0-2,0 |
Менее 1,0 |
К4 Кроме торговли Для торговли |
1,0 и выше 0,6 и выше |
0,7-1,0 0,4-0,6 |
Менее 0,7 Менее 0,4 |
К5 |
0,15 и выше |
Менее 0,15 |
Нерентаб. |
После расчета коэффициентов проводится расчет суммы балов (S) (таблица 19).
Значение S наряду с другими факторами используется для определения рейтинга заемщика.
Таблица 19 – Расчет суммы баллов
Коэффициенты |
Фактическое значение |
Категория |
Расчет суммы баллов |
1 |
2 |
3 |
4 |
К1 |
В этих ячейках отражается полученное расчетное значение соответствующих коэффициентов. |
В этих ячейках отражается категория которой соответствует полученный коэффициент. |
S=0,11 х Категория К1 + 0,05 х Категория К2 + 0,42 х Категория К3 + 0,21 х Категория К4 + 0,21 х Категория К5. |
К2 | |||
К3 | |||
К4 | |||
К5 |
Для остальных показателей третьей группы (оборачиваемость и рентабельность) не устанавливаются оптимальные или критические значения ввиду большой зависимости этих значений от специфики предприятия, отраслевой принадлежности и других конкретных условий.
Оценка результатов расчетов этих показателей основана, главным образом, на сравнении их значений в динамике.
Качественный анализ основан на использовании информации, которая не может быть выражена в количественных показателях.
Для проведения такого анализа используются сведения, представленные заемщиком, службой безопасности и информация базы данных.
На этом этапе оцениваются различные виды кредитных рисков:
1) отраслевые:
- состояние рынка по отрасли;
- тенденции в развитии конкуренции;
- уровень государственной поддержки;
- значимость предприятия в масштабах региона;
- риск недобросовестной конкуренции со стороны других банков;
2) акционерные:
- риск передела акционерного капитала;
- согласованность позиций крупных акционеров;
3) регулирования деятельности предприятия:
- подчиненность (внешняя финансовая структура);
- формальное и неформальное регулирование деятельности;
- лицензирование деятельности;
- льготы и риски их отмены;
- риски штрафов и санкций;
- правоприменительные риски (возможность изменения в законодательной и нормативной базе);
4) производственные и управленческие:
- технологический уровень производства;
- риски снабженческой инфраструктуры (изменение цен поставщиков, срыв поставок и т.д.);
- риски, связанные с банками, в которых открыты счета;
- деловая репутация (аккуратность в выполнении обязательств, кредитная история, участие в крупных проектах, качество товаров и услуг и т.д.);
- качество управления (квалификация, устойчивость положения руководства, адаптивность к новым методам управления и технологиям, влиятельность в деловых и финансовых кругах).
Полезная информация:
Понятие качества кредитного портфеля
Важнейшим показателем уровня организации кредитного процесса является качество кредитного портфеля.
Для раскрытия содержания качества кредитного портфеля обратимся к толкованию термина "качество".
Качество — это:
1) свойство ...
Процесс управления рисками
Измерение и идентификация риска на сегодняшний день являются только первым шагом управления рисками и контроля за ними в банковском секторе. Банкиры должны рассматривать управление рисками как логическую последовательность действий от пос ...
Организация, технология осуществления и учета расчетно-кассовых операций
Для обеспечения выполнения одной из своих важнейших функций – расчетно-кассового обслуживания - коммерческие банки осуществляют разнообразные посреднические операции, связанные с обслуживанием движения денежных средств клиентов.
Основной ...