Безналичное обращение ускоряет оборот денег, снижает издержки обращения.
Нормативные основы организации безналичного денежного оборота — это законодательство и банковские правила, которые регулируют безналичный оборот, определяя права и обязанности субъектов расчетных отношений.
В настоящее время общие подходы к организации безналичных расчетов в хозяйстве и единый документооборот в банках регламентируются соответствующими правовыми документами.
1. Гражданский кодекс РФ (ч. II, гл. 45 "Банковский счет", гл. 46 "Расчеты");
2. Федеральный закон РФ "О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)" (гл. XII "Организация безналичных расчетов");
3. Федеральный закон РФ "О банках и банковской деятельности" (ст. 31 "Осуществление расчетов кредитной организацией");
4. Положение о безналичных расчетах в Российской Федерации от 12 апреля 2001 г. № 2-П (с изм. от 6 ноября 2001 г.).
Система безналичных расчетов — сложный механизм, в основу которого положены специфические принципы. Важность соблюдения принципов системы безналичных расчетов подтверждается тем вниманием, которое уделяется им Комитетом по платежным и расчетным системам Банка международных расчетов. Российские экономисты также уделяют повышенное внимание этим принципам. Однако существует разница в подходах к их формулировке, обусловленная прежде всего временем разработки данных принципов. Отечественные экономисты формулировали принципы безналичных расчетов еще в начале 90-х годов двадцатого века. С тех пор организация и технологии проведения расчетов существенно изменились, изменились и акценты в сформулированных принципах.
Сравнительный анализ принципов, разработанных отечественными экономистами и Банком международных расчетов, показал, что в первом случае сделан акцент на сущностные черты безналичных расчетов, а во втором — на технологии проведения безналичных расчетов (см. таблицу 1). Невзирая на некоторые различия в подходах, в составе и изложении принципов наблюдается много общего.
Принцип правового режима проведения расчетов и платежей обусловлен ролью платежной системы как основного элемента любого современного общества. Сложность и важность расчетных взаимоотношений определяют необходимость установления единообразия посредством регулирования, базой которого служит комплекс законов и подзаконных актов. Главным регулирующим органом платежной системы является Банк России. На него возложены следующие функции:
· установление конкретных правил проведения расчетов (включая введение форм расчетов) и сроков их осуществления;
· координация, регулирование и лицензирование организации расчетных, в том числе клиринговых, систем;
· определение прав и обязанностей субъектов расчетных правоотношений.
В связи с массовостью расчетных операций условия многих из них унифицируются. Банком России устанавливаются единые требования к оформлению расчетных документов согласно утвержденным стандартам.
Банковские технологии проведения безналичных расчетов, разрабатываемые на основе законодательства и банковских правил, должны в полной мере отвечать потребностям кредитных организаций и их клиентов, а также своевременно отражать происходящие в них изменения.
Первой стадией акцепта является подписание договора банковского счета (самостоятельный двусторонний гражданско–правовой договор), означающего согласие с правилами и процедурами проведения расчетов банком.
На второй стадии подписывается каждый конкретный платеж, что подтверждает его инициализацию и защищает участников от конфликтов.
В этой связи целесообразнее было бы выделить принцип эффективного управления рисками. Основополагающее значение для эффективного управления рисками имеет поддержание банками своей ликвидности на уровне, обеспечивающем бесперебойное и в полном размере проведение расчетов.
Важную роль в этом процессе играет Банк России. Внедрение им электронных расчетов, а также выдача внутридневных и однодневных кредитов способствуют поддержанию кредитными организациями необходимого уровня ликвидности. Это является залогом предотвращения платежных рисков, которые наиболее опасны для экономики, поскольку они могут перерасти в системные риски. Система должна проводить непрерывный мониторинг рисков и иметь четкие критерии их ограничения, согласно которым участники с чрезмерными рисками должны автоматически отсекаться.
Представляется, что любая платежная система должна иметь объективные и публичные критерии участия субъектов, которые будут поощрять конкуренцию среди участников, содействуя повышению эффективности и снижению стоимости платежных услуг.
Полезная информация:
Карты с кредитной функцией
Вопреки убеждению некоторых российских специалистов сегмент карт с кредитной функцией развит во многих экономически развитых странах не столь хорошо, как сегменты карт с дебетовой функцией или функцией снятия наличных. Кредитные продукты ...
Система управления банковским кредитным риском на ОАО «Белагропромбанк»
Основной локальный нормативный правовой акт, определяющий принципы построения системы внутреннего контроля, - Положение по организации системы внутреннего контроля в ОАО «Белагропромбанк», утвержденное Правлением банка 13.01.05 г. (прот ...
Совершенствование экспортно-импортных операций
Деятельность на межбанковском рынке банки всегда рассматривают как одну из важнейших направлений бизнеса. Располагая современными средствами коммуникации и банковскими технологиями, банки в РК продолжат совершенствование комплекса услуг в ...